Методическая копилка




Декабрь 2012 г.

В декабре прошел открытый урок

 по окружающему миру на тему

"Кожа – надёжная защита организма".

Урок окружающего мира в 3 классе
(Программа «Школа России»
 А. А. Плешаков «Окружающий мир»)
 
          
 
 
 
 
 
  Тема: Кожа – надёжная защита организма.
            Цели:
1)  знакомство с понятием «кожа» и её функциями, прививать гигиенические навыки по уходу за кожей;
2)  развитие мышления, речи, памяти, воображения, умения высказывать и доказывать собственное мнение, выслушивать мнение одноклассников;
3)  воспитание ответственного отношения к своему здоровью, доброжелательного отношения друг к другу.
 
Оборудование: кроссворд «Органы чувств», зеркальце у каждой пары учеников, увеличительные стёкла, учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир 3 класс», таблицы для записи результатов опытов, проектор, компьютерная презентация, карточки с заданиями для каждой группы.
Тип урока: изучение нового материала.
 
1. Организационный момент.
Закройте глаза, послушайте музыку, вспомните что–либо приятное.
Слайд 2. Откройте глаза, посмотрите товарищу в глаза. Возьмите друг друга за руки, почувствуйте тепло руки вашего товарища.
Какие органы чувств помогли вам услышать звуки, увидеть глаза и почувствовать руку друга? (Глаза, уши, кожа.)
Какие еще органы чувств вы знаете? (Язык, нос)
2. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке вам были предложены на выбор творческие задания. Одно из заданий было проведение опыта по распознаванию предметов на ощупь с помощью органа осязания, другое – отгадывание кроссворда, третье – работа над проектами. А кто из вас выполнил несколько заданий, поднимите руки.
Слайд 3–9.
 Проверим, как вы отгадали кроссворд. (На слайде отгаданный кроссворд).
(Поднимите руки, кто отгадывал кроссворд)
1.С помощью какого органа вы узнаете о том, что запел соловей, зазвенел будильник? (Орган слуха – ухо)
2. С помощью какого органа вы видите, что нарисовано или написано в книге? (Орган зрения – глаз)
3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели? (Орган осязания – кожа)
4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов? (Орган вкуса – нос)
5. С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, кислую от солёной? (язык)
Какое слово получилось по горизонтали? (Органы)
У кого также отгадан кроссворд?
Как связаны органы чувств с головным мозгом? (Органами чувств руководит мозг.)
Слайд 10. Другое задание было оформление памятки: «Как беречь глаза».
Слайд 11–12. Представляют памятку ...
Слайд 13.
Гимнастика для глаз:
1.Быстро поморгать, закрыть глаза, посчитать до 5. (Повторить 4 раза.)
2. Круговые движения глазами в правую сторону, затем в левую.(3 раза)
3. И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.
4. И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
3. Сообщение темы урока:
Слайд 14. «Хорошо бы изобрести такую одежду, которая не промокала бы под дождем, не впитывала в себя влагу, но свободно пропускала воздух. И к тому же чтобы она не выцветала, не мялась, и ее можно было бы носить хоть сто лет.
А ведь такая необыкновенная одежда существует…» (Отрывок из книги А. Дорохова «Про тебя самого».)
- Ребята, что же это за необыкновенная одежда, которая есть у каждого из нас? (Кожа)
О коже мы говорили как об органе осязания, а сейчас рассмотрим кожу как орган человеческого организма.
Слайд 15.
4. Кожа – надежная защита организма.
Как вы думаете, какую еще работу выполняет кожа? Найдите в учебнике и обсудите в парах. (Защита внутренних органов от повреждений, от холода, от жары, от болезнетворных микробов)
Слайд 16. Проверим.
Слайд 17. Кожа равномерно покрывает все тело, но это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган со многими функциями. Сейчас мы выполним практическую работу, а о своих наблюдениях, как настоящие исследователи, будем записывать в таблицу.
Слайд 18.
Какая кожа?
 
 
 
Упругая – твердая
Мягкая – жёсткая
Прочная –непрочная
Тонкая – толстая
Какого цвета?
 
Белая
Бледно – розовая
Выделяет 
 
Через лупу видны
 
5. Практическая работа:
Слайд 19 –20.
1. Рассмотри кожу. Потрогай её, потяни. Что ты можешь сказать о ней? Какая она? (Упругая, тонкая – мы видим сосуды, мягкая, прочная)
2. Какого она цвета? (Бледно – розового)
Слайд 21.
3.Проведите по лбу пальцем и прижмите палец к стеклу. Что осталось на зеркале? ( Пятно)
Это пятно жира, который выделяет кожа.
А еще через поры выделяется и пот. У вас на руке растут маленькие волоски. Это тоже часть кожи.
Слайд 22.
4. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия – поры. Как вы думаете, для чего нужны эти отверстия? (Кожа через них дышит)
Слайд 23. Проверим (чтение на доске)
А нужны ли нам пот и жир, которые выделяет кожа? (Дети высказывают свое мнение.)
(Жир, покрывая кожу тонким слоем, делает ее более мягкой и упругой. Пот испаряется с  поверхности кожи, и тело человека от этого охлаждается. Человек легче переносит жару и выполняет тяжелую работу. С потом выделяются из организма некоторые вредные вещества.)
Слайд 24. Проверим (чтение на доске)
Слайд 25. Подведем итог нашего исследования. (Зачитываются результаты)
Слайд 26.
Физкультминутка.
 И прошу вас,  мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем-
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
6. Беседа «Уход за кожей»:
.Почему же часто мыть руки и лицо, как сказано в стихотворении? (Предположения)Найдите ответ на этот вопрос в учебнике.
Слайд 27.(С потом из организма выделяется большое количество вредных веществ. Когда на коже скапливается много жира и пота, то к ним прилипает пыль. Значит, кожа становится грязной. На коже начинают размножаться микробы.  Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте.)
Слайд 28. Прочитайте текст на странице 138 и составьте правила, как надо следить за кожей, можете добавить свои правила. Будем работать в группах.
Слайд 29.(Надо мыть все тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю.
Лицо, уши, шею надо мыть два раза в день – утром и перед сном. Руки мыть с мылом несколько раз в день, особенно перед едой и после туалета.
Насухо вытирать руки.
Смазывать кремом, если кожа пересохла.)
7. Первая помощь при повреждениях кожи.
Слайд 30. К сожалению, наша кожа не настолько крепкая, как нам кажется.
Поэтому  важно уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи.
Какие повреждения кожи вы знаете? (Ушиб, рана, обморожение, ожог.)
Слайд 31. – проверка
Как оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях вы узнаете сами, работая в группах. Каждая группа находит ответ на тот вопрос, который находится на карточке.
Слайд 32 – 33
Карточка 1.
Как оказать первую медицинскую помощь, если ранка небольшая?
 (Если рана небольшая, то кожу вокруг ранки нужно смазать йодом или зеленкой, для того, чтобы туда не проникли микробы. Затем перевязать чистым бинтом.)
Слайд 34 –35.
Карточка 2.
Какую помощь окажем при ушибе?  (Приложить что – нибудь холодное)
Слайд 36 – 37.
Карточка 3.
Как поступить при ожоге?
(Полей обожжённое место большим количеством холодной  воды.
Перебинтуй поражённый участок.)
Еще бывает и солнечный ожог. А какие правила загорания вы знаете.
Проект подготовили …
Слайд 38 –40
Карточка 4.
1.Как согреть обмороженные щёки, уши и нос?
2. Как согреть ноги и руки?
3. Как оказать первую помощь при обморожении дома, если не удалось согреться на улице?
1.Не растирай сильно обмороженные участки.
2. Обмороженное место отогрей чуть тёплой водой, вытри и тепло укутай.
Слайд 41.
8. Итог урока.
А сейчас прочитайте вывод в учебнике и в парах ответьте на вопросы.
Какое значение имеет кожа?
Как ухаживать за кожей?
Что делать при небольших повреждениях кожи?
9. Рефлексия
 Слайд 42.
– А сейчас поделитесь своими впечатлениями об уроке, используя такие слова…
–научился…
–было интересно…
–больше всего понравилось…
–понял, что…
–приобрел…
–мне захотелось…
Сегодня за работу на уроке получают оценки…
 Домашнее задание: Слайд43 прочитайте еще раз текст «Надежная защита организма», выполните задания  на странице 140 и на выбор подготовьте интересный материал про кожные образования: ногти, волосы, отгадайте кроссворд по теме или составьте рекомендации, памятки об уходе за кожей. 

понедельник, 3 сентября 2012 г.

Выступление на научно - практической конференции
          "Формирование экологической культуры младших школьников в условиях реализации президентской инициативы "Наша новая школа".
         Одной из важных задач в реализации президентской инициативы "Наша новая школа" является формирование эко логической культуры.

        История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы избежать катастрофы, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.

И начинать экологическое воспитание необходимо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.

В связи с важностью задач формирования экологической культуры младших школьников и была выбрана тема проекта с учениками первого класса: "Наша клумба".

Цели данного проекта:

1. Формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом.
2. Развитие у детей творческих способностей.
3. Повышение мотивации к обучению.
4. Повышение самооценки учащихся.
5. Приобщение родителей к совместной деятельности.
Задачи проекта:

- освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря;

- пробудить познавательный интерес к творческой деятельности;

- овладеть умениями выращивать растения, ухаживать за ними;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы;

- стремление создавать прекрасное.

На первом этапе (введение в проект) детям были предложены вопросы проблемного характера: "Что растет на клумбе?", "Для чего выращивают цветы?", "Какое растение на клумбе является лекарственным?", "Какие растения цветут все лето?", "Как мы можем украсить школьный двор?"

Затем создаются группы детей для работы над проектом. Одна группа ищет информацию о многолетних растениях, цветущих весной (тюльпаны, нарциссы, крокусы). Другая группа - об однолетних растениях, цветущих летом и осенью (бархатцы, календула, петуния, настурция). Третья группа - о многолетних растениях, цветущих летом и осенью (пион, лапчатка, хризантема, рудбекия). Предварительно обсуждается, где дети могут почерпнуть информацию (из энциклопедий, из книг, из интернета, из бесед с взрослыми). В каждой группе распределяются роли: кто о каком растении для клумбы находит информацию, делает рисунок этого растения и находит загадку о нем.

В процессе работы над проектом проводятся следующие формы работы: экскурсии (с целью наблюдения за культурными растениями, сбора гербария (по одному цветку каждого вида)); проведение опытов ("Как влияет освещенность, полив на рост растений", "Живые ли растения?") Дети вместе с учителем собирают небольшой красивый букет, ставят в вазу без воды, через 1-2 дня учитель обращает внимание на состояние букета, решая вопросы: Почему завяли цветы? А что в природе произошло с такими же растениями?

Делается вывод о том, что живые организмы должны жить в определен­ных, привычных для них условиях (освещенность, влажность, воздух, тепло и др.), а такие условия очень трудно создать искусственным путем. Поэтому живыми существами лучше любоваться в природе, не изменяя их естественных условий обитания.

Учитель еще раз обращает внима­ние детей на состояние растений в ва­зе. Делается вывод о том, что едва ли стоит срывать дикорастущие травы и цветы, если они так быстро погибают в условиях комнаты.

Следующие форма работы: рисование с натуры и по воображению, аппликация "Мой любимый цветок", аппликация в технике оригами, практическое изучение строения растения, весенняя экскурсия "Рождение жизни".

На следующем этапе работы над проектом были выбраны растения, которые дети будут выращивать на клумбе. Часть растений была посажена рассадой, другая часть непосредственно в землю. Предварительно обсудили с детьми, какие растения можно сажать в землю на улице, а какие лучше рассадным способом.

Дети посадили семена бархатцев и вели наблюдения за ростом этих растений.

При появлении первых ростков ученики измеряли с помощью линейки высоту растений. Отмечали прирост, появление новых листьев, первых цветов, наблюдали за развитием корневой системы (одна из емкостей прозрачная), сравнивали результаты, делали зарисовки.

Опытным путём сделали выводы о необходимости света, тепла, влаги для правильного развития растений, отмечали изменения в развитии растения при недостатке данных условий.

В процессе работы над проектом дети учились правильно поливать растения, ухаживать за ростками, рыхлить землю, ухаживать за листьями.

В конце мая дети высадили растения на клумбу возле школы. Продолжалась работа и в школьном лагере: посадка растений на клумбу, полив, прополка от сорняков.

Последний этап работы над проектом: презентация.

Каждая группа представляла результат своей деятельности по осуществлению проекта. Одна из групп подготовила вопросы для викторины, в которую вошли загадки, кроссворды, игры "Угадай растение по цветку", "Угадай растение по листку".

Другая группа совместно с родителями представила компьютерную презентацию.

Работа над проектом позволила не только освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, но и привлечь родителей к творческой работе. Благодаря совместной работе над проектом образовалась творческая группа, состоящая из педагогов, родителей и первоклассников, заинтересованных данной проблемой и стремящихся реализовать свои идеи на практике.
 

Используемая литература

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.

3. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // Начальная школа. - 2000. №6. С. 75-76.

4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

5. Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2003. №3

6. Н.Г.Шаповалова. Метод проектов: практика и применение./Журнал Начальная школа. – 2007, № 9.
7. Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. // РАО - 1996.
____________________________________________________________________________



Открытый урок во 2 классе
по окружающему миру
(Программа «Школа России»: Плешаков А. А. «Мир вокруг нас» 2 класс)
Тема урока: «Водоемы»
Цели урока:
Познакомить детей с видами водоемов; научить различать части реки (исток,устье, русло, берега); сравнить реку и озеро.
Развивать умение работать с картой и с дополнительной информацией, умение работать в группах, в парах.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:интерактивная доска, карта России, раздаточный материал, учебники.
Предварительная работа: работа в группах по проектам: «Канал имени Москвы»,«Водохранилища нашего края», «Река Яуза», «Озеро Байкал»
Ход урока:
Организационный момент.
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
– Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
Работа над новой темой
1 слайд
–Рассмотрите внимательно фотографию и скажите, что на ней изображено?
(Планета Земля)
–Какого цвета больше всего вы видите на фотографии? (Голубого, синего)
–Что это? (Вода)
–2/3 на нашей планете занимает вода. Вода на Земле встречается повсюду. Сегодня мы отправимся в путешествие, связанное с водой. А куда – вы сами сейчас отгадаете с помощью кроссворда.
2– 8 слайд
1
2
3
4
5
Ё
6
Ы
1. Создано людьми для накопления и использования воды. (Водохранилище)
2. Огромное пространство соленой воды. (Океан)
3. Небольшой искусственный водоём. (Пруд)
4. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе
Узкий кончик в роднике,
А широкий – в море. (Река)
5. Молодые березки
Свои перед ним
Поправляют прически.
И месяц, и звёзды
В нем отражаются
Как это зеркало называется? (Озеро)
6. Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька и солона. (Море)
9 слайд
–Кто догадался, куда мы отправимся в путешествие? (На водоёмы)
–Водоёмы бывают естественные и искусственные.
10 слайд
–Что значит естественные?
–Что значит искусственные?
11 слайд
–Разделите эти водоемы на 2 группы: море, болото, родник, пруд, река, океан,водохранилище, озеро, канал. Обсуждаем в парах.
(Заслушиваются ответы с объяснением, почему так разделили.)
12слайд
Проверяем, правильно ли вы разделили.
13 слайд
–Как вы думаете, для чего люди создают искусственные водоемы? (Выслушиваются предположения)
14 слайд.
–Прочитайте текст и догадайтесь, о каких водоемах идет речь и для чего их используют?
Когда – то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди устроили запруду, и на этом месте появился …? Теперь в нём разводят рыбу. (Пруд)
Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась, и образовалось …? Сейчас из него берут воду для города. (Водохранилище)
Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился …?
Теперь из одной реки на теплоходе можно проплыть в другую. (Канал)
15 – 20 слайд.
–А сейчас мы с вами отправляемся на канал имени Москвы. Проект представит…(Сообщение ребенка).
Канал имени Москвы проходит и по нашему родному краю,Мытищинскому району. Благодаря каналу созданы водохранилища.
21 – 23 слайд
–Какие водохранилища находятся в нашем крае? Расскажет нам о них Саша, который провел исследование. (Сообщение ребенка)
24 – 25 слайд
–Продолжаем наше путешествие. Отправляемся на реки. Рассмотрите на карте реки нашей страны. Как они изображаются? (Тоненькими синими ниточками).
–Назовите реки России.
–Как вы думаете, почему текут реки? (Поверхность Земли неровная и реки текут из более высокого места в низкое.)
26 слайд
–Рассмотрите фотографии и скажите, какое течение может быть у рек? (Быстрое и медленное)
–Почему, как вы думаете? (Горные и равнинные реки.)
27 слайд
– У каждой реки выделяют некоторые части.
– Найдите об этом в учебнике на странице 78. Работаем в парах, стараясь запомнить части реки.
– Назовите части реки.
28 слайд (проверка)
Проверьте еще раз, используя доску.
29 слайд
– По схеме объясните, что обозначают эти понятия.
Физминутка: (30слайд)
Учимся определять, где правый берег, а где левый. (Учитель показывает стрелку, обозначающую направление течения реки, а дети показывают,поднимая руки, где правый берег, а где левый.)
31 слайд.
– Летом Сережа и Надя вместе с папой побывали за городом. Они обследовали речки Незнанку и Осетрик и озеро Круглое. Ребята составили такую схему.
32 слайд
– У вас на столах такие же схемы. Нарисуйте на этих схемах стрелки, показав с их помощью течения рек Незнанки и Осётрик. А в кружках подпишите цифры, расположив их так:
1. Исток реки Незнанки.
2. Правый берег реки Незнанки.
3. Левый берег реки Незнанки.
4. Устье реки Незнанки.
5. Исток реки Осётрик.
6. Устье реки Осётрик.
– Сначала каждый работает со своей схемой, а затем проверяем выполнение в парах друг у друга. (Работа по схемам: сначала индивидуально, а затем – взаимопроверка в парах.)
33 слайд.
– Проверьте по образцу.
34 слайд.
– Закончите предложения:
Река Незнанка впадает в … (озеро Круглое).
Река Осётрик впадает в … (речку Незнанку).
Притоком является … (река Осётрик).
Покажите направления течения рек Незнанки и Осётрик.
35 слайд .
–В нашем родном крае тоже есть реки. Какие? (Яуза,Клязьма, Уча)
36 –43 слайд.
Продолжаем наше путешествие по водоемам.
– Сейчас мы отправляемся на экскурсию по реке Яуза вместе с Аней. Она представляет свой проект.
– Наши водоемы: реки, озера, пруды часто становятся грязными. В них даже нельзя купаться.
44 слайд.
– Что вы, школьники, можете сделать, чтобы водоемы стали чище?
– Приведите примеры, когда вы помогли речке или пруду стать чище.
45 слайд
– А теперь подумайте, чем отличается река от озера? Рассмотрите фотографии и обсудите в парах. (Выслушиваются ответы).
Итак, река – это постоянный водоток. А озеро – водоем со стоячей водой.
46 – 53 слайд.
–В нашей стране есть уникальное озеро. Это озеро Байкал.Отправляемся на экскурсию на это озеро.
–Расскажут нам о нем …(Карина и Настя)
54 – 58 слайд.* (Если останется время)
Физминутка. (Звучит мелодия моря)
– А сейчас закройте глаза, ложитесь на парту, мы с вами перенесемся на берег моря.
– Представьте, что вы сидите на теплом морском песочке. Как здесь красиво!
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Вдох– выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.
Мы слышим шум моря, прибой волны
И шелест волн прибрежных.
Волна беседует со мной и говорит:
«Расслабься,отдохни.
Почувствуй чистый воздух моря,
Тепло и свет ласкают тело.
Расслабься и послушай тишину.
Вдох– выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.
Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать.
Потянитесь,улыбнитесь,
Глаза откройте и проснитесь.
54 слайд.
–Какие моря вы знаете?
55 слайд.
–Поднимите руки, кто был на море?
– На каком море вы были?
–Какие животные обитают в море?
56 –57 слайд
–Рассмотрите фотографии и назовите обитателей моря.
58 слайд.
– Назовите, каких обитателей моря вы запомнили. (По фотографиям)
– Среди этих существ одно является растением. Догадайтесь, какое. (Морская капуста)
– Другие два называются как растения, а на самом деле– это животные. Догадайтесь, какие. (Морской огурец, морская лилия)
– Вот и подходит к концу наше путешествие по водоемам.Возвращаемся в класс.
Подведение итогов.
59 слайд.
– А сейчас поделитесь своими впечатлениями об уроке,используя такие слова…
–научился…
–было интересно…
–больше всего понравилось…
–понял, что…
–приобрел…
–мне захотелось…

Комментариев нет:

Отправить комментарий